Автор Тема: Перевод атласа Atlas of Great Comets  (Прочитано 26037 раз)

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #90 : Декабря 30, 2024, 18:24:28 »
9,10,11,12 В конце января 2007 года комета Макнота продемонстрировала своё великолепие на южном небе. Эти два панорамных снимка (9,10) были сделаны в Паранальской обсерватории ESO. От вечера к вечеру комета поднималась всё выше и выше над вечерними сумерками и образовала впечатляющую дугу на небе. Луна видимая на краю двух панорам выше (11,12). С. Дейрис
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #91 : Декабря 30, 2024, 18:25:44 »
13. Вечером 22 января 2007 года комета над холмами Намибии. Д. Эверс
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #92 : Апреля 18, 2025, 17:25:59 »
Вступление

Страхи и предрассудки

Предположения предков

   В течении года на небосводе можно наблюдать круговорот одних и тех же созвездий. Луна и планеты ходят по своим привычным дорогам. Эти пути были давно известны и поэтому вполне предсказуемы. Кометы же, в отличии от планет неожиданно появлялись и так же внезапно исчезали. Они становятся видимыми лишь на короткое время, от нескольких недель до месяцев, иногда проходя большие расстояния по небу. Кометы вносили хаос и разрушали привычный размеренный небесный порядок.

   Римский философ Сенека писал, что вавилоняне уже 5000 лет назад считали кометы уникальными небесными явлениями. Они думали, что это огненные тела или планеты. Пифагор в XI веке до н.э. предположил, что существуешь лишь одна комета, которая возвращается как планета и состоит из пятого элемента (эфира, квинтэссенции пронизывающей мир). Гиппократ Хиосский был с ним согласен он считал, что хвост этой кометы состоит из земной влаги, просто отражающей свет Солнца. Если комета появлялась на влажном севере, то сразу отрастал яркий хвост, а если на засушливом юге, то хвост так и не появлялся. Греческие философы Демокрит и Анаксагор считали, что кометы возникают из-за соединений планет, а Гераклид Понтийский, предполагал, что кометы – это всего лишь высокие облака, отражающие солнечный свет.

   Греческий астролог Эпиген во II веке до н. э. различал два типа: низшие, которые создавались вихрями в воздухе, и те, которые возникали из паров воды. А вот астролог Аполлоний Миндский считал, что кометы - это планеты, прилетающие из далеких областей вселенной и видимые только на части своего пути. Он предполагал, что их очень много.

   Аристотель полностью устранивший множество конкурирующих и противоречивых теорий, создал концепцию явления комет, около 350 года до н. э. и в течение 2000 лет она считалась ответом на все вопросы. Он продвигал идею конечной вселенной, состоящей из четырех внутренних сфер, внутри которых находилась Земля, окруженная сферами воды, воздуха и огня. Над ними располагались сферы Луны, Солнца и планет, а далее возвышалась неизменная сфера неподвижных звёзд.

   Кометы, по мнению Аристотеля, были порождением самых нижних сфер, следовательно, не являлись частью небес и должны были рассматриваться как погодные явления вроде метеоров. Они были созданы из испарений Земли, которые поднимались вверх при нагревании Солнцем и были связаны с круговоротом воды. Если эти пары достигали четвертой сферы, они воспламенялись от трения и втягивались в круговую траекторию вокруг Земли. Метеоры так же были кометами, которые особенно легко загорались.

   Поскольку кометы возникали из земной влаги, после их появления следовали бури и засухи. Аристотель утверждал, что большинство комет появляется в Млечном Пути, и это благоприятствует земному «дыханию», тогда как Солнце и планеты препятствовали их формированию вблизи эклиптики. Не смотря, что большинство авторов античности и средневековья были согласны с Аристотелем, существовали и противоречивые идеи. В своих «Естественных вопросах» (Naturales quaestiones) Сенека выступил против точки зрения Аристотеля. Он также отверг планетарную природу комет Аполлония, потому что они появлялись далеко от эклиптики и не были самыми яркими, когда находились ближе всего к Земле. Он рассматривал кометы как долгоживущие тела, которые находятся на замкнутых траекториях и рекомендовал долгосрочные наблюдения, чтобы рассчитать их возвращение.

   В Средние века взгляды Аристотеля были доминирующими, поскольку их приняла Церковь и выдвигала в качестве экспертного мнения влиятельными теологами, такими как средневековый философ Альберт Magnus (Альберт Кёльнский). Перевод сочинения Аристотеля Meteorologica на латынь около 1156 года также способствовал этому. В связи с этим в XIII веке основатель оксфордской естественнонаучной школы Роберт Гроссетест считал, что кометы — это испарённый огонь, притягиваемый планетами, словно магнитом. Около 1350 года Конрад Мегенбергский считал, что кометы не просто земная влага, но и кровь людей, которые таким образом «подогреваются» и высушиваются. Иоанн из Леньяно (Giovanni da Legnan) говорил, что кометы делают людей холерическими по своей природе.

Во все века и во всех культурах кометы вызывали тревогу и страх. Рассказы 1707–1710 годов.
1. Анонимный автор
2. Кристоф Вайгель
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2025, 17:01:38 от Alex Ch »
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #93 : Апреля 24, 2025, 16:22:53 »
Кометная астрология в древности

   У вавилонян астрономия не рассматривалась отдельно от астрологии, и это в большей степени относилось к пониманию комет в древности. Сенека как-то сказал: «Если редкое и необычное огненное явление становится видимым, то люди захотят узнать, что оно означает. Все сразу забывают обо всём остальном и задаются вопросом, следует ли относиться к этому как к чуду или к чему-то, чего следует опасаться. Пророки, обычно объявляют это явление зловещим знаком, но жажда знаний и желание найти правду следуют за ними, чтобы выяснить, является ли оно предзнаменованием или просто небесным телом».
   Широко распространено было поверье, что кометы - это человеческие души, поднимающиеся с Земли на Небеса, но только тех, кто обладал властью и авторитетом, сияющие так ярко, что их можно было увидеть. Примером может послужить комета, появившаяся после смерти Цезаря. Шекспир писал об этом событии в своём произведении «Когда умирают нищие, комет не видно».
   Плиний Старший в своем труде «Естественная история» (Naturalis Historia) дал подробные указания по астрологической интерпретации комет. По его словам, они обычно появлялись к северу от Млечного Пути. Некоторые кометы движутся. Об их значении можно судить по созвездию, в котором они находятся, направлению хвостов и форме. Таким образом, можно выделить десять различных типов комет, которые (в переводе Виттштейна) являются:

■ Погонии (Pogonias): бородатые звёзды, потому что под ними висит длинная борода
как у людей
■ Аконтии (Acontias): их называют звёздами-стрелами, потому что они быстро движутся и
их предсказания быстро сбываются
■ Ксифии (Xiphias): звёзды-мечи. Это самые слабые из всех звёзд, они сияют
подобно мечу, и испускают небольшие лучи
■ Дискусы (Disceus): звёзды, которые, как следует из названия, имеют форму диска, ярко-желтого цвета и испускают очень мало лучей
■ Питеи (Pitheus): имеют форму бочки, внутри которых горит призрачный дымный свет
■ Цератис (Ceratis): рогатые звёзды, напоминающие рог
■ Лампадии (Lampadias): факельные звёзды, напоминающие горящий факел
■ Гиппеус (Hippeus): звёзды-лошади, гривы лошадей, которые очень быстро кружат вокруг них
■ Аргентии (Argenteus): белые кометы с серебристыми хвостами, настолько блестящие, что на них едва ли можно смотреть, являющие божественный образ в человеческом обличии
■ Хиркус (Hircus): другие кометы грубые, как шерсть, и окружены облаком.

   Самым влиятельным астрологическим трудом, несомненно, являются четыре тома, опубликованные Клавдием Птолемеем и известные как «Тетрабиблос» (Tetrabiblos). Он составил наиболее полное изложение греческой астрологии, дополненное собственными астрологическими выводами самого Птолемея. Согласно этому, все явления на небе, а не только кометы, можно приписать планетам по их цвету. Темный оттенок был связан с Сатурном, белый с Юпитером, красный с Марсом, желтый с Венерой, а изменение цвета с Меркурием. Астрологическое значение тогда соответствовало значению соответствующей планеты. Кометы обычно ассоциировались с Меркурием и Марсом. В итоге они предвещали войны, жаркую погоду и восстания. Регионы Земли, которые будут затронуты несчастьем, можно было определить по соответствующему зодиакальному знаку, в направлении которого указывал хвост кометы. Кроме того, по форме головы и хвоста можно было предсказать тип несчастья. Кроме того, продолжительность явления и близость к Солнцу, могли указывать на начало и длительность событий. Получается, что появление комет на востоке приводило к быстротечным событиям, а на западе - к продолжительным.

1. Император ацтеков Монтесума также считал появление кометы плохим предзнаменованием. Вероятно, он связывал своё свержение с кометой в 1519-1520 годах. Диего Дуран
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2025, 17:01:06 от Alex Ch »
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #94 : Апреля 24, 2025, 17:00:28 »
Китайские представления о кометах

   В Китае кометы также имели большое астрологическое значение, поскольку считалось, что небесные явления предсказывают судьбу страны. Китайский император держал при дворе чиновников, которые были как астрономами, так и астрологами, они постоянно наблюдали за небом и интерпретировали знаки как предзнаменования для императора.
   Поскольку традиционное китайское небо было разделено на 283 созвездия, которые были гораздо меньше своих западных аналогов, стала возможна более точная реконструкция траекторий комет. Положения комет дополнительно приводились в виде 28 лунных "домов", границы которых были зафиксированы относительно конкретных опорных звёзд. Китайские наблюдения до начала Нового времени были самым надёжным источником информации о появлениях комет. Записи о кометах до 213 г. до н.э. были по большей части уничтожены.
   В Китае астрологическое значение комет также определялось их формой. Список из 29 различных типов «звёзд-мётел» был приведен в одном источнике, датируемом предположительно 168 годом до нашей эры, но содержание его, вероятно, восходит к четвертому веку нашей эры. Каждая форма связывалась с определёнными последствиями - войнами, эпидемиями, неурожаями, голодом и восстаниями. Для положительных предсказаний предусматривались только две формы, которые предвещали возвращение армии и хороший урожай.
   Тяжесть последствий определялась длиной хвоста и лунного дома кометы. Китайские астрономы не позднее седьмого века установили, что хвосты комет всегда направлены в сторону от Солнца и что сами кометы не являются светящимися телами. Накопленные китайцами знания о кометах превосходили представления европейцев вплоть до четырнадцатого века, но всегда имели астрологический подтекст. Это сохранилось в китайской массовой культуре и по сей день. Предположительно несчастный человек (а эта характеристика часто приписывается невесткам, которых не любят) в результате описывается как «комета».

1. Согласно китайским преданиям о кометах, типы хвостов позволяли делать выводы о их влиянии. Большинству форм хвостов приписывали отрицательную интерпретацию.
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2025, 17:02:43 от Alex Ch »
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #95 : Мая 08, 2025, 16:43:10 »
Кометы как предвестники катастроф

   В древности параллельно с астрологическими толкованиями возникло представление о том, что кометы являются предвестницами негативных перемен. Во-первых, их считали чудом, нарушителями порядка, который после должны восстановить граждане. Однако кометы могли быть и предзнаменованием, влияющим на конкретного человека или ход истории. В этом случае могло потребоваться вмешательство, чтобы предотвратить катастрофу.
   Даже Плиний считал, что кометы - это зловещие знаки, кара, которую трудно избежать: «Считается, что их влияние зависит от региона, через который они проносятся, от силы какой звезды они питаются, от того, на какие объекты они похожи, и от того, где они появляются. Если они похожи на флейты, то связаны с музыкой, но если они появляются в интимных частях созвездий, то они связаны с непристойностями, если они образуют трёх или четырёхсторонние равноугольные фигуры с близлежащими неподвижными звездами, то они связаны с озарением и науками, а если они появляются в голове северной или южной Змеи, то связаны с изготовлением ядов».
   Но придворные астрономы искали в кометах и позитивные знаки, поскольку не всегда было ясно, следует ли считать кометы частью божественного порядка или его нарушением. Сенека в своих «Естественных вопросах» (Naturales quaestiones) выступил против интерпретации комет как предвестников бедствий. Он рассматривал их как часть божественного порядка, который не доступен человеческому пониманию.
   В большинстве других культур мира появление комет связывались с плохими предзнаменованиями. Независимо друг от друга эти небесные явления несли с собой засуху, войны, болезни и смерть.
   У австралийских аборигенов появление кометы на небосклоне вызывало беспокойство. Она считалась плохим знаком, который мог предвещать смерть, злых духов или чёрную магию. Новозеландские маори называли кометы «Ауахи-роа» или «Ауахи-туроа», что означало «длинный дым». Ацтеки, называвшие их «ситалинпопока» (дымящиеся звёзды), также считали кометы предзнаменованием бедствий. Предположительно, комета являлась в 1517 или 1519 году перед испанским вторжением. Её изначально интерпретировали как пророчество падения культуры ацтеков.

Кометное яйцо

   Однажды произошёл довольно абсурдный эпизод, связанный с предрассудками о кометах, в котором участвовала даже Парижская академия наук: в Риме 11 ноября, по другим данным 2 декабря 1680 года, курица, которая никогда прежде не несла яиц, «наделав много шума» снесла яйцо, с рисунком на скорлупе похожем на комету, а в это время, как раз на небосклоне сияла Великая комета 1680 года.
   Поскольку «чудо» произошло в резиденции Папы, протестантские памфлетисты, увидели в этом серьёзное предупреждение католикам отказаться от своих старомодных верований. Таким образом, весть об этом явлении была с энтузиазмом подхвачена и получила широкую известность. Даже в Париже эта гротескная идея была принята, хотя и было научно объяснено, что её никоим образом нельзя воспринимать как подобие кометы, тем не менее, во Франции многие стали считать кур пророками комет. Событие повторилось всего два года спустя, когда курица в Марбурге снесла «кометное яйцо» во время возвращения кометы Галлея.

1. Представление современников «кометного яйца» и его первопричины.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2025, 16:48:04 от Alex Ch »
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"

Оффлайн Alex Ch

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 2336
  • Могу выступить посредником в Новосибирске!
Re: Перевод атласа Atlas of Great Comets
« Ответ #96 : Мая 09, 2025, 16:33:08 »
Страх христиан перед кометами.

   Основываясь на астрологической традиции, а также вере в знамения, существовавшие в древности, к концу Средневековья сложилась интерпретация комет, основанная на христианской вере. Ссылаясь на библейские тексты, кометы представлялись знаками Божьими о скором конце света. В Евангелии от Луки (21:11) мы можем прочесть: «будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.». А в Откровении Иоанна (Откровение, 8:10) есть намёки на кометы в описании конца света: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.».
   В XVI веке, благодаря развитию книгопечатания и росту грамотности всё больших слоев населения, произошел расцвет христианской литературы о кометах. Сообщения о появлении в небе новых комет распространялись в виде листовок и брошюр, которые в большинстве случаев сопровождались толкованием из Священного Писания. Эти новости ложились на благодатную почву во времена многочисленных потрясений и перемен, вызванных Реформацией и открытием Америки. Они также отражали возросший интерес к явлениям на небесах после «темного» периода Средневековья. Однако в основе литературы о кометах по-прежнему лежала гелиоцентрическая аристотелевско-птолемеевская система мира, в которой комета трактовалась как кратковременное возмущение неизменных небесных сфер и как некий особый знак.
   В странах где был основным немецкий язык листовки, как правило, печатались в крупных евангелических центрах, таких как Нюрнберг, Аугсбург, Лейпциг и Франкфурт. Авторы, которые чаще всего были священниками, зарабатывали себе на жизнь распространением этих произведений, что давало превосходные доходы при небольших затратах. В большинстве случаев отчет о наблюдении сопровождался библейской цитатой, за которой следовало толкование явления. Характерно, что они заканчивались призывом к покаянию, поскольку их пропагандировали евангелические авторы, учитывая, что Мартин Лютер считал кометы "дьявольскими проделками", но и католическое священство тоже поощряло беспокойство вокруг комет.
   Листовки стремились отвечать запросам читателей примерно так же, как это делает современная сенсационная «жёлтая пресса». Таким образом, они, с одной стороны, подпитывали тревогу вокруг негативных последствий появления комет, а с другой, одновременно, удовлетворяли желание публике развлечься. В итоге читатель получал и толкование смысла необъяснимого явления. Однако, в зависимости от обстоятельств, в этих текстах также присутствовала смесь библейских и астрологических объяснений, если они вписывались в авторскую концепцию мира.
   Кометы описывались как "бич Божий" или "пламя гнева". Они были знамением, посланным Богом человеку, требовавшим покаяния и изменения образа жизни. Дэвид Герлиц, один из самых активных авторов подобных текстов, писал в 1619 году: «Эта комета подобна очевидному знамению, которое являет Всемогущий Бог, в нём Он показывает нам бич и угрозу Своего гнева, которым поразит всех тех, кто не совершает истинного покаяния, и кого Он бросит в геену огненную». Подобным образом объяснялись и другие знаки на небе, как огненные шары, явления гало и полярные сияния. Однако появление комет остается наиболее значимым событием, поскольку были видны всем одновременно в течение нескольких дней или недель. Одновременно с листовками читались проповеди о кометах и раздавался колокольный звон, чтобы смягчить гнев Божий.
   Пик христианских страхов, связанных с кометами в Германии, пришелся на время Тридцатилетней войны. В 1618 году, когда началась война, на небе появились три яркие кометы. Первоначально они рассматривались как предзнаменование поражения стороны противника, и только с окончанием войны были восприняты как предвестник войн в целом.
   Во второй половине XVII века кометы считались знаком новых бедствий. После 1577 и 1618 годов большие кометы 1664 и 1680 годов вызвали серьёзный отклик в обществе. Весомую роль в этом сыграли смутные времена, так как утверждалось, что кометы предсказывали опасность вторжения турецких войск. На листовках кометы часто изображались в виде кривой сабли - ятагана. В 1680 году Великая комета сияла над осаждённой Веной. Её попеременно принимали за знак падения Османской империи или грозящей опасности войны, которую можно было устранить естественно покаянием и смирением. Даже нестандартные явления, такие как появление куриного яйца, на котором увидели образ кометы, рассматривались в свете христианского толкования.
   И лишь в XVIII веке подобные публикации ушли в прошлое благодаря результатам астрономических исследований, которые всё больше раскрывали природу загадочных явлений. К предсказанному возвращению кометы Галлея в 1759 года они в значительной степени прекратились.

1. Немецкая монета с изображением Великой кометы 1618 года. Надпись на аверсе (слева): Угроза кометы (вокруг обода). Надпись на реверсе (справа) гласит: Дай Бог, чтобы звезда кометы научила нас улучшать нашу жизнь.
2,3. Астрологическая (2) и христианская (3) интерпретации, касающиеся страха перед кометами. В то время как астрология видела в комете причину катастроф, в христианском толковании она воспринималась вместе с другими небесными знаками как предупреждение о приближающемся Апокалипсисе. Станислав Любенецкий (2), Анонимный автор (3)
« Последнее редактирование: Мая 09, 2025, 16:39:55 от Alex Ch »
Пойдем гулять ночью? Я покажу тебя звёздам...
Астроюмор в ВК
Моя группа в Телеграм "ПроКосмос Сибирь"