Страх христиан перед кометами.
Основываясь на астрологической традиции, а также вере в знамения, существовавшие в древности, к концу Средневековья сложилась интерпретация комет, основанная на христианской вере. Ссылаясь на библейские тексты, кометы представлялись знаками Божьими о скором конце света. В Евангелии от Луки (21:11) мы можем прочесть: «будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.». А в Откровении Иоанна (Откровение, 8:10) есть намёки на кометы в описании конца света: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.».
В XVI веке, благодаря развитию книгопечатания и росту грамотности всё больших слоев населения, произошел расцвет христианской литературы о кометах. Сообщения о появлении в небе новых комет распространялись в виде листовок и брошюр, которые в большинстве случаев сопровождались толкованием из Священного Писания. Эти новости ложились на благодатную почву во времена многочисленных потрясений и перемен, вызванных Реформацией и открытием Америки. Они также отражали возросший интерес к явлениям на небесах после «темного» периода Средневековья. Однако в основе литературы о кометах по-прежнему лежала гелиоцентрическая аристотелевско-птолемеевская система мира, в которой комета трактовалась как кратковременное возмущение неизменных небесных сфер и как некий особый знак.
В странах где был основным немецкий язык листовки, как правило, печатались в крупных евангелических центрах, таких как Нюрнберг, Аугсбург, Лейпциг и Франкфурт. Авторы, которые чаще всего были священниками, зарабатывали себе на жизнь распространением этих произведений, что давало превосходные доходы при небольших затратах. В большинстве случаев отчет о наблюдении сопровождался библейской цитатой, за которой следовало толкование явления. Характерно, что они заканчивались призывом к покаянию, поскольку их пропагандировали евангелические авторы, учитывая, что Мартин Лютер считал кометы "дьявольскими проделками", но и католическое священство тоже поощряло беспокойство вокруг комет.
Листовки стремились отвечать запросам читателей примерно так же, как это делает современная сенсационная «жёлтая пресса». Таким образом, они, с одной стороны, подпитывали тревогу вокруг негативных последствий появления комет, а с другой, одновременно, удовлетворяли желание публике развлечься. В итоге читатель получал и толкование смысла необъяснимого явления. Однако, в зависимости от обстоятельств, в этих текстах также присутствовала смесь библейских и астрологических объяснений, если они вписывались в авторскую концепцию мира.
Кометы описывались как "бич Божий" или "пламя гнева". Они были знамением, посланным Богом человеку, требовавшим покаяния и изменения образа жизни. Дэвид Герлиц, один из самых активных авторов подобных текстов, писал в 1619 году: «Эта комета подобна очевидному знамению, которое являет Всемогущий Бог, в нём Он показывает нам бич и угрозу Своего гнева, которым поразит всех тех, кто не совершает истинного покаяния, и кого Он бросит в геену огненную». Подобным образом объяснялись и другие знаки на небе, как огненные шары, явления гало и полярные сияния. Однако появление комет остается наиболее значимым событием, поскольку были видны всем одновременно в течение нескольких дней или недель. Одновременно с листовками читались проповеди о кометах и раздавался колокольный звон, чтобы смягчить гнев Божий.
Пик христианских страхов, связанных с кометами в Германии, пришелся на время Тридцатилетней войны. В 1618 году, когда началась война, на небе появились три яркие кометы. Первоначально они рассматривались как предзнаменование поражения стороны противника, и только с окончанием войны были восприняты как предвестник войн в целом.
Во второй половине XVII века кометы считались знаком новых бедствий. После 1577 и 1618 годов большие кометы 1664 и 1680 годов вызвали серьёзный отклик в обществе. Весомую роль в этом сыграли смутные времена, так как утверждалось, что кометы предсказывали опасность вторжения турецких войск. На листовках кометы часто изображались в виде кривой сабли - ятагана. В 1680 году Великая комета сияла над осаждённой Веной. Её попеременно принимали за знак падения Османской империи или грозящей опасности войны, которую можно было устранить естественно покаянием и смирением. Даже нестандартные явления, такие как появление куриного яйца, на котором увидели образ кометы, рассматривались в свете христианского толкования.
И лишь в XVIII веке подобные публикации ушли в прошлое благодаря результатам астрономических исследований, которые всё больше раскрывали природу загадочных явлений. К предсказанному возвращению кометы Галлея в 1759 года они в значительной степени прекратились.
1. Немецкая монета с изображением Великой кометы 1618 года. Надпись на аверсе (слева): Угроза кометы (вокруг обода). Надпись на реверсе (справа) гласит: Дай Бог, чтобы звезда кометы научила нас улучшать нашу жизнь.
2,3. Астрологическая (2) и христианская (3) интерпретации, касающиеся страха перед кометами. В то время как астрология видела в комете причину катастроф, в христианском толковании она воспринималась вместе с другими небесными знаками как предупреждение о приближающемся Апокалипсисе. Станислав Любенецкий (2), Анонимный автор (3)